Умник СК » Новости » Наука » Ещё один «наш» элемент в таблице Менделеева
20 октября 2012
Господа московские и всякие иные русские капиталисты! Пустите ли вы французов, немцев, шведов, англичан и американцев эксплуатировать и это русское богатство и нажить на нем хороший барыш или сами догадаетесь взять его, когда вновь вам указывает на большое наживное дело тот, кто давно следит за судьбой русской нефтяной промышленности и ничего больше не хочет, как того, чтобы она развивалась до тех размеров, какие соответствуют природным запасам страны. Покажите миру хоть на этом деле, что можете сами справиться со своим богатством, когда дана вам широкая, разумная свобода и есть русский пример. Вам, господа русские капиталисты, предстоит осветить и смазать Россию и Европу, разделить эту службу с Америкой да по пути превратить четырехкопеечный продукт в пятирублевый, отчего пристанет кое-что и к вашим рукам, и к рукам тысяч рабочих, которые потребуются для того, чтобы поворотить эти миллионы пудов, втуне лежащие под землей.

Д.И. Менделеев

Дмитрий Иванович Менделеев
Июльский номер журнала Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC) опубликовал сообщение о присвоении новым элементам № 114 и № 116 таблицы Менделеева, открытым в России, названий «флеровий» (Fl) и «ливерморий» (Lv).

Оба элемента синтезированы в Лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флёрова Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне под руководством академика Юрия Оганесяна. Как известно, все элементы, находящиеся в таблице за ураном, нестабильны и в природе не существуют, а получены искусственно. Их создано уже 26, причём элементы под атомными номерами 113, 115, 117 и 118 до сих пор носят неуклюжие условные названия. Например, до недавнего времени элемент 112 коперникий называли унунбием («один-один-два» в переводе с латыни).

Ещё один «наш» элемент в таблице Менделеева
Ещё в 60-е годы прошлого века именно в лаборатории Флёрова было впервые высказано предположение о существовании «острова стабильности» (см. «Наука и жизнь» № 7, 2012 г.), то есть о получении в районе атомных номеров 110—120 элементов с большим периодом полураспада. Это предположение уже подтвердилось: если 109-й элемент мейтнерий распадается наполовину за доли секунды, то период полураспада 112-го 34 секунды — огромная величина в ядерном масштабе.

Оба новых элемента были получены в результате обстреливания мишени из изотопа 97-го элемента берклия 249Вк «снарядами» из исключительно редкого и дорогого изотопа кальция 4820Са . Кроме 114-го и 116-го элементов были синтезированы и элементы 117 и 118. Например, 117-й получается в результате простого слияния ядер мишени и снаряда: 97 + 20 = 117. Разумеется, «простого» исключительно арифметически, а экспериментально провести эти реакции чрезвычайно сложно хотя бы из-за отсутствия в России 249Вк, который получают только в США. Период его полураспада 320 дней, и эксперимент по синтезу сверхтяжёлых элементов необходимо провести в эти сроки. А значит, преодолевая бюрократические, таможенные и прочие препятствия, быстро доставить в Дубну контейнер с изотопом, что и было успешно сделано летом 2009 года.

Ещё один «наш» элемент в таблице Менделеева
Факт обнаружения ядер элементов № 114 и № 116 был впоследствии подтверждён, в частности, знаменитой Ливерморской национальной лабораторией имени Лоуренса (США), сотрудники которой входят в международный коллектив экспериментаторов в Дубне. Именно поэтому 116-му элементу присвоили название ливерморий, хотя первоначально сотрудники Юрия Оганесяна предлагали название «московий», причём, что довольно любопытно, в честь не Москвы, а Московской области, где расположены Дубна и ОИЯИ. С предложением назвать 114-й элемент в честь Георгия Флёрова комиссия IUPAC согласилась, и в таблице Менделеева теперь есть элемент флеровий.

Выдающийся исследователь Георгий Флёров — основатель ОИЯИ и Лаборатории ядерных реакций. Ещё в 1940 году он вместе с Константином Петржаком открыл спонтанное деление урана. Но общественности гораздо более известно его письмо И. В. Сталину, написанное в 1942 году, в котором он сообщил, что в открытой западной печати исчезли статьи по ядерной физике и, следовательно, в США начались работы по созданию атомной бомбы. Это письмо стало одним из поводов для развёртывания аналогичных работ и в СССР.

Синтезированные в лаборатории Юрия Оганесяна элементы 113, 115, 117 и 118 ещё ждут своего официального названия, и можно надеяться, что в таблице Менделеева «московий» ещё появится. Рабочая комиссия IUPAC уже приступила к рассмотрению заявок о приоритете — синтезом новых элементов занимаются не только в Дубне, но и в лабораториях других стран, прежде всего США и Германии.

Напечатать
Разместил: admin
Инноватор
20 октября 2012 12:59
Да, проблемы с инвестициями в инновации были еще во времена Дмитрия Ивановича!
Где же эти господа русские капиталисты?! fz
Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

© 2012-2021 www.umnik26.ru

Email: support@umnik26.ru

Фонд содействия развитию