Умник СК » Новости » Наука » Пребывание в космосе продлевает жизнь
13 сентября 2012
Пребывание в космосе продлевает жизнь
Хотите стать долгожителем? Тогда отправляйтесь в космос! Совсем недавно международная группа ученых, исследуя изменения в организме космонавтов, обнаружила, что нахождение в космической среде препятствует старению мышц тела, а также уменьшает экспрессию некоторых генов. Автоматически это ведет к продлению жизненного цикла, утверждают исследователи.

Идея космического "долгожительства" отнюдь не нова. Из научной фантастики мы прекрасно знаем, что время на Земле и в космосе течет по-разному. С точки зрения теории относительности Эйнштейна, скорость течения времени напрямую связана со скоростью движения самого объекта. Таким образом, если объект сможет достичь скорости света, то время для него практически остановится…

В качестве наглядного примера Эйнштейн приводит парадокс близнецов, который впоследствии эксплуатировался многими фантастами. Один близнец отправляется в космос, другой остается на Земле. Через много лет близнец-астронавт возвращается на Землю, где находит своего брата сильно постаревшим, тогда как сам он еще молод — благодаря тому, что его корабль перемещался со скоростью света.

Но пока человечество не может пребывать в космосе достаточно долго, чтобы эффект "замедления" времени стал сколько-нибудь заметен. Попробуем зайти с другой стороны. Известно, что в условиях космических полетов сокращается объем мышечной массы. Это реакция на условия окружающей среды, в частности, попадания в невесомость. Теперь оказалось, что при нахождении в космосе уменьшается и количество токсичных белков, которые, как правило, накапливаются в процессе старения мышц.

К тому же, учеными была найдена группа генов, экспрессия которых в течение космического полета падает. Ранее лабораторные эксперименты, проводившиеся на Земле над червями Caenorhabditis elegans, показали, что снижение экспрессии тех же самых генов продлевает подопытным жизнь.

На сегодняшний день Caenorhabditis elegans является первым многоклеточным организмом, чей геном удалось полностью расшифровать. Как выяснилось, многие из его генов имеют аналоги в человеческом организме, например, те, что отвечают за мышечные функции.

"Мы определили семь генов, инактивация которых продляет жизнь в лабораторных условиях, — прокомментировал один из авторов исследования, эксперт по мышечному метаболизму, доктор Натаниэль Шевчик. — Мы пока точно не знаем, каким образом эти гены работают. Судя по всему, они влияют на восприятие окружающей среды и соответствующую адаптацию организма. Например, один из генов контролирует выработку инсулина, связанного с метаболизмом и продолжительностью жизни".